Тонирование автостекол в Узбекистане: разрешено законом, но нельзя?

Пожалуй, одной из самых животрепещущих тем обсуждений среди автолюбителей является тонирование стекол автомобилей. Одни считают такую операцию необходимой и полезной, особенно в условиях жаркого климата, другие выступают резко против, считая, что она ухудшает обзорность и для водителя "затемненной" машины, и для тех, кто едет за ней в транспортном потоке.

Учитывая важность вопроса тонирования стекол автомобилей, он регулируется и нормативными актами различных стран, и соответствующими положениями правил дорожного движения.

В Узбекистане в июле 2012 года постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан был утвержден Общий технический регламент "О безопасности конструкции автотранспортных средств по условиям эксплуатации". Глава IV данного регламента посвящена требованиям к техническому состоянию автотранспортных средств, а параграф 4 включает в себя требования к обеспечению обзорности. Приведем наиболее важные положения данного параграфа:

  • автотранспортное средство должно быть укомплектовано стеклами, предусмотренными его конструкцией;
  • водитель должен иметь возможность беспрепятственно видеть дорогу впереди себя, а также иметь обзор справа и слева от автотранспортного средства;
  • не допускается наличие дополнительных предметов или покрытий, ограничивающих обзорность с места водителя (за исключением зеркал заднего вида, деталей стеклоочистителей, наружных и нанесенных или встроенных в стекла радиоантенн, нагревательных элементов устройств размораживания и осушения ветрового стекла);
  • в верхней части ветрового стекла допускается крепление полосы прозрачной цветной пленки шириной не более 140 мм;
  • светопропускание ветрового стекла и стекол, через которые обеспечивается передняя обзорность для водителя, должно составлять не менее 70%. Данное требование не применяется к задним стеклам автотранспортных средств категории М1 при условии, что автотранспортное средство оборудовано наружными зеркалами заднего вида, которые удовлетворяют требованиям настоящего Технического регламента. Однако не разрешается применять стекла с зеркальным эффектом;
  • окрашенные в массе и тонированные ветровые стекла не должны искажать правильное восприятие белого, желтого, красного, зеленого и голубого цветов.

От себя добавим, что упомянутая выше категория М1 включает в себя наиболее распространенный тип автомобилей - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

Как мы видим, в Узбекистане разрешено тонирование ветрового и боковых стекол при условии, что оно не ухудшает переднюю обзорность для водителя, а светопропускание таких стекол составляет не менее 70%. Заднее стекло может тонироваться и более глубоко, если на машине установлены соответствующие требованиям Технического регламента наружные зеркала заднего вида.

Однако на практике все не так просто. На интернет-форумах Узбекистана постоянно публикуются сообщения о том, что отдельные владельцы затонированных автомобилей останавливаются инспекторами ГСБДД, которые заявляют о незаконности тонирования автомобильных стекол. При этом они ссылаются на некие устные распоряжения начальства или на Правила дорожного движения, якобы запрещающие тонирование стекол автомобилей.

Наиболее бескомпромиссные узбекистанские автомобилисты не сочли для себя возможным мириться с явными нарушениями их прав и обратились в соответствующие инстанции. Ниже мы приводим официальные ответы Министерства юстиции РУз и Узбекского агентства стандартизации, метрологии и сертификации на одно из таких обращений.

Тонирование
Тонирование
Тонирование

Надеемся, приведенная информация поможет отечественным автолюбителям обрести ясность в данной ситуации. При получении комментариев из других официальных структур мы обязательно постараемся довести новые сведения до наших читателей.

Новое на форуме